1

Тема: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517461731110016702.jpg
В 1929 году на базе “Иж-стальзавода” были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки “Иж”. Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, откуда вернулся убежденным в том, что в СССР надо строить адаптированные копии немецких мотоциклов.



Его биограф О. Курихин писал: "Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock
https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517461776111435695.jpg

Петр Владимирович Можаров

Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.

Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517461809141578455.jpg
Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.
https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517461855132855527.jpg
https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/151746189318441102.jpg
https://cs7.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517461894195879114.jpg

Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.



Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

https://cs7.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517461938130441290.jpg

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750

Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.


Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).
https://cs8.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517461992199498645.jpg
Мотоциклы НАТИ-А-750

В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.

Именно сюда и прибыл Петр Можаров, вновь сменивший место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мотопроизводство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части.

В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.

https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517462063118813646.jpg

Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Двигатель:

Тип: четырехтактный, V -образный

Число цилиндров: 2

Диаметр цилиндра: 70 мм

Ход поршня: 97 мм

Рабочий объем: 746 см3

Мощность: 15 л.с. при 3600 об/мин

Степень сжатия: 5,0 :1

Расположение клапанов: нижнее

Карбюратор: 1, тип МК-1

Система смазки: циркуляционная

Сцепление: многодисковое, сухое

Передача на заднее колесо: цепью

Число передач: 3, переключение ручное

Передаточные числа коробки передач: 3,03/1,75/1,00

Электрооборудование

Магдино: тип ГМН-97

Зажигание: батарейное

Ходовая часть:

Рама: дуплексная, штампованная

Передняя подвеска: рессорная, 8 листов с регулирующим демпфером

Задняя подвеска: жесткая

Размеры шин: 4х19дюймов

Передний тормоз: барабанный

Задний тормоз: барабанный

Габариты и вес:

Длина х ширина х высота: 2085 х 890 х 950 мм

Колесная база: 1395 мм

Клиренс: 115мм

Вес: 206 кг

Емкость топливного бака:18 л

Расход топлива: 6 л/100 км

Максимальная скорость: 95 км/ч

https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517462157118396372.jpg

Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Несмотря на трудности с финансированием к июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: “Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!”

ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. Конструкция мотоцикла получилась прочной и добротной, но, к сожалению, весьма капризной и «недоведенной».

https://cs7.pikabu.ru/post_img/2018/02/01/4/1517462196126112331.jpg

На советско-финской войне

Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства.


Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

[видео]

_Открытый разум подобен крепости, врата которой распахнуты, а стражи погрязли в беспутстве.

Сказать спасибо +6 Плохое сообщение

2

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

Отличный обзор!

"И что это вы рукой машете, словно джедай какой-нибудь?! Я тойдарианец! Мы на такие трюки не клюем..."

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

3

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

Какая прелесть! Глаз не оторвать!!!

Да прибудет с вами сила©

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

Молодец Семён , с удовольствием почитал .

Наш стяг по ветру реет гордо,
Огонь без устали горит!
И воют трубы, кровь кипит.
Мы в свои цели верим твёрдо!

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

5

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

Семён, Вы батенька красавчик! Интересно обзор сделан smile

Тяжёлый мотоцикл - как хорошее вино. Чем старше - тем дороже.............

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

6

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

_да я то просто копипаста) так,попадается что то интересное, делюсь) wink

_Открытый разум подобен крепости, врата которой распахнуты, а стражи погрязли в беспутстве.

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

Классный мот! Суровый и мощный как паровоз! Всегда мне напоминает.

Мотор ревет, пронзая ночь,
Земной магнит я в силах превозмочь.
Я жму на газ, иду на взлет
Со мной удача, мне всегда везет!

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

если Сеня не против тож добавлю видео по теме   Внешняя ссылка

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

Да Сеня наоборот обрадуется! Чеж против то? big_smile

Мотор ревет, пронзая ночь,
Земной магнит я в силах превозмочь.
Я жму на газ, иду на взлет
Со мной удача, мне всегда везет!

Сказать спасибо Плохое сообщение

10

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

_кончено не против,тема то интересная. Саня, спасибо что добавил к материалу видос,где технику можно было увидеть вживую.Меня заинтересовало более глубокое описание жизни Петра Можарова,весьма интересный человек,талантливый.Самолет построил даже.А сколько людей таких погубили творческих..плавно дошел до истории Соитиро Хонда) тоже интересно.

_Открытый разум подобен крепости, врата которой распахнуты, а стражи погрязли в беспутстве.

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

11

Re: Русский «Харлей» – ПМЗ-А-750

Внешняя ссылка

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо Плохое сообщение