Тема: мотоцикл м 72

Началом разработок мотоцикла Урал М-72 считаются предвоенные годы прошлого века. При модернизации Красной Армии правительством была принята целая программа по оснащению моторизированных частей новыми надежными мотоциклами отечественного производства. За основу М-72 был взят немецкий аналог - БМВ-R71, который являлся в то время самым новым и совершенным мотоциклом.
Разработку отечественного М-72 пришлось выполнять, разбирая серийные БМВ, и копируя некоторые элементы с него. Стоит отметить что советская промышленность того времени не могла сразу воспроизвести все элементы новинки. К примеру, технология изготовления рамы из цельнотянутых труб переменного сечения только осваивалась промышленностью. Кроме этого изготовление алюминиевых элементов двигателя и рамы требовало переоборудования многих заводов. Во многом ускорению процесса разработки и ввода в строй УРАЛ М-72 способствовала начавшаяся Вторая Мировая Война. Именно необходимость армии в мотоциклах потребовала от коллективов заводов ускорить процесс выпуска новых мотоциклов Урал и нарастить производство в сжатые сроки.
Технические характеристики Урал М-72 качественно выделяли его из всего модельного ряда мотоциклов того времени. Во первых при движении даже на повышенных оборотах двигатель работал более мягко и тише чем у аналогов даже заграничного производства. При этом долговечность и надежность его работы была на высоте. Подвеска отличалась мягкостью и плавностью хода. Новым решением в производстве мотоцикла Урал М-72 стала дуплексная рама, пружинная подвеска сзади, передняя вилка телескопического типа, механизм ножного переключения передач. Кроме этого установка двух цилиндрового двигателя с оппозитным расположением так же была техническим новшеством на то время. Такая компоновка двигателя повышала не только технические характеристики, но и в целом положительно сказывалась на всем мотоцикле. В первую очередь это связано с низким центром тяжести, что улучшило уравновешенность при движени.Хотя так же мотоцикл Урал М-72 обладал и рядом неудобств. В первую очередь это касалось все того же расположения двигателя. Из-за разброса головок цилиндров габаритная ширина мотоцикла составляла 603 мм, что доставляло неудобства при движении без коляски. Кроме этого система зажигания регулировалась вручную, да и два отдельных карбюратора было довольно сложно отрегулировать на синхронную работу. А не продуманный и некачественный воздушный фильтр не поглощал пыль и грязь, в результате чего это все оседало в цилиндрах и приводило к преждевременному их износу.

Технические характеристики мотоцикла Урал М-72
габариты ДхШхВ, мм — 2400×1650×1000 
дорожный просвет, мм — 135 
сухая масса, кг — одиночки 205, с коляской 380 
полная масса, кг — 641 
топливный бак, л — 22 
максимальная скорость, км/ч — одиночки 105, с коляской 85 
двигатель — 746 см3, 22 л. с., 4-тактный, 2 цилиндра, нижнеклапанный.
запуск — кикстартер 
система зажигания — от магнето 
КПП — 4-ступенчатая, с задним ходом 
шины: 3,75×19" 
Давление в шинах (в атмосферах): передняя - 1,5, задняя - 2,5
Расход топлива (с прицепом): 7 л./100км при 50-60 км/ч.

Надо сказать, что мотоцикл М-72 создавался общими усилиями: конструкторское бюро ЗИСа занималось документацией на двигатель, инженеры автомобильного завода АЗЛК – документацией на коробку передач, коляски поставлял ГАЗ, и пр. Опытные образцы мотоцикла были представлены весной 1941-го года, после чего было принято постановление о запуске модели в массовое производство.

Раритетный экспонат музея:

http://s017.radikal.ru/i433/1111/8e/15670efebaef.jpg

С началом Отечественной войны разработка и выпуск мотоциклов активизировались, однако после того, как Москва оказалась на осадном положении, Московский мотоциклетный завод, а также цеха по производству мотоциклов ЗИСа и КИМа, срочно перевезли в г. Ирбит Свердловской области, куда отправились и специалисты из разных городов. Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) разместился на месте бывшего пивоваренного завода, в наследство от которого осталось весьма скромное производственное оснащение. Положение осложняло и то, что помещения пивзавода оказались непригодны для производства мотоциклов, а расстояние от завода до железнодорожной станции, куда привозили комплектующие, составляло целых 4 км. Однако, ценой неимоверных усилий, в феврале 1942-го года с конвейера ИМЗ сошла первая партия мотоциклов М-72. Несмотря на то что после разгрома немцев под Москвой стало возможным возвращение специалистов и оборудования в столицу, Совнарком принял решение оставить завод в городе Ирбите и поручил предприятию выпускать 15 тысяч мотоциклов в год. Этот план удалось реализовать только после войны, а в 1943-м году на фронт была отправлена первая колонна из более ста мотоциклов М-72.

Двигатель:

Отдельная тема - оппозитный двигатель, у которого из-за конструкции коленчатого вала левый цилиндр на 39,2 мм смещен вперед относительно правого, а за питание каждого из цилиндров отвечает отдельный карбюратор. Мотор работал исключительно мягко и тихо для мотоцикла. У М-72 в виде одиночки шума двигателя при езде практически не было слышно, он подавал голос только у мотоциклов с коляской. Нижнеклапанный мотор с низкой степенью сжатия  обладал эластичностью и неприхотливостью к качеству топлива.Пик крутящего момента на низких оборотах улучшал тяговые качества и проходимость мотоцикла, динамику разгона на шоссе. Оппозитная компоновка с одной стороны обеспечивала низкий центр тяжести мотоцикла и устойчивость к падению, с другой стороны, делала мотор шире, чем положено - на бездорожье цилиндры порой задевали за кочки и корни деревьев, мешали мотоциклисту в опасной ситуации избежать падения, резко выбросив в сторону ногу.

ДВИГАТЕЛЬ:
http://i002.radikal.ru/1111/45/f1fca58ef966.jpg

ЭЛЕКТРОПРОВОДКА:
http://s017.radikal.ru/i429/1111/c6/e1467a9b35a9.jpg

1 – переключатель указателей поворота П-201
2 - правый передний указатель поворота на мотоцикле-одиночке
3 – реле-прерыватель указателей поворотов РС-419
4 – лампа головного света фары А6-32+21 или А6-32+32
5 – лампа стояночного света фары
6 – левые указатели поворотов
7 – прерыватель ПМ-0.5
8 – переключатель света (расположен в кожухе фары)
9 – тросик манетки опережения зажигания
10 – рычажок переключателя света
11 – манетка опережения зажигания
12 – предохранитель 15А
13 – центральный переключатель (на М-72 и К-750 имеет несколько иное обозначения клемм)
14 – лампа А6-2 подсветки шкалы спидометра
15 – генератор
16 – контрольная лампа работы генератора А6-0.25
17 – катушка зажигания КМ-01 или Б-25
18 – распределитель 
19 – указатели поворотов правые (на коляске)
20 – передний габаритный фонарь коляски
21 – лампы А6-15 стоп-сигналов (только в фонарях ФП-230 или ФП-246)
22 – аккумуляторная батарея ЗМТ-6 или ЗМТ-7
23 – правый задний указатель поворота на мотоцикле-одиночке
24 – реле-регулятор
25 – включатель стоп-сигнала
26 – лампы задних габаритных фонарей
27 – звуковой сигнал С-35
28 – кнопка звукового сигнала 

На мотоциклах М-72, М-52, М-61 и К-750 установлен генератор Г-11 (с «плюсом на массу») в паре с реле-регулятором РР-1 или РР-31, на остальных мотоциклах – Г-414 (с «минусом на массу») и реле РР-302. На мотоциклах М-72, М-52, М-61 стоп-сигналы отсутствуют. Указателями поворотов оборудованы только К-750М и МТ-12.
С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые.
Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.
В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.
Первая модель известного тяжелого мотоцикла — М-72 была освоена киевлянами в 1951 году, а в 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с алюминиевыми ступицами, регулируемыми роликовыми подшипниками и усиленными спицами. У тормозов был механизм для регулировки положения колодок.
Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов.
Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен.
Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой.

http://s017.radikal.ru/i412/1111/60/a49e473b1268.jpg


Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески.
Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.
Этот мотоцикл выпускали специально для кроссов, малыми партиями (по 5 штук).
Мотоцикл имеет специальную облегченную открытую коляску в виде платформы со специальными скобами и поручнями, облегчающими работу спортсмена-колясочника во время гонки.

http://s59.radikal.ru/i164/1111/e4/a9278d497775.jpg

От дорожного "М-72" он отличался поднятыми кверху выпускными трубами, высоко посаженными колесными щитками, новой крышкой распределительных шестерен, реконструированных для того, чтобы удобно расположить привод магнето.
В "М-72К" поселился эффективный воздушный фильтр. Двигатель подвергался умеренной форсировке, направленной не столько на повышение мощности, сколько на увеличение крутящего момента и расширение рабочего диапазона по оборотам двигателя.

В 1953 году выпущена переходная модель мотоцикла М-72Н с новой рычажной вилкой, с гидравлическими амортизаторами, с алюминиевыми литыми тормозными барабанами колес и усиленными спицами.
Одновременно велись работы по совершенствованию рамы, по введению новых грязевых щитков, новых седел, усиленных тормозов, измененной карданной и главной передач, стопсигнала.
Были усовершенствованы также двигатель и коляска. Благодаря этому были значительно улучшены внешний вид и эксплуатационные качества мотоциклов, а также надежность узлов экипажной части.


С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.
Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.

Отредактировано PATRIOT (15-11-2011 18:22:56)

люблю на урале с прямотоком хорошенько дать газу, - чтобы у прохожих шнурки развязывались, а с деревьев листья падали....

Сказать спасибо +2 Плохое сообщение

Re: мотоцикл м 72

значит надо искать оригинальную картинку

Ни гвоздя , ни жезла вам на дороге!!!

Сказать спасибо Плохое сообщение

3

Re: мотоцикл м 72

будет сделано..

люблю на урале с прямотоком хорошенько дать газу, - чтобы у прохожих шнурки развязывались, а с деревьев листья падали....

Сказать спасибо Плохое сообщение

4

Re: мотоцикл м 72

http://s44.radikal.ru/i105/1111/40/39e66ac029d9.jpg
Китайская подделка
http://s001.radikal.ru/i196/1111/b4/9c8430bd847e.jpg
Оригинал

Отредактировано Messer_SS (09-11-2011 18:42:25)

Тяжёлый мотоцикл - как хорошее вино. Чем старше - тем дороже.............

Сказать спасибо Плохое сообщение

5

Re: мотоцикл м 72

артем верхняя китай а не м 72

Добавлено: 09-11-2011 19:07:19

http://s017.radikal.ru/i402/1111/44/f6c111ae11aa.jpg вот чертеж имз сделанный в 40х годах

Добавлено: 09-11-2011 19:14:54

все чертежи есть в оригенале. остальные потом загружу

Отредактировано jipss (09-11-2011 18:01:04)

Если твой мотоцикл плохо тормозит, начинай починку с переделки мотора.

Сказать спасибо Плохое сообщение

6

Re: мотоцикл м 72

Вот тема про снятие покрышки напомнила кое что
На М-72 и М-72М предназначеных для армии на полках обода были вмятины в сторону покрышки для предотвращения проворачивания покрышки при спущенном колесе чтобы тормозило и сосок не вырывало

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: мотоцикл м 72

Грамотно!

Мотор ревет, пронзая ночь,
Земной магнит я в силах превозмочь.
Я жму на газ, иду на взлет
Со мной удача, мне всегда везет!

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: мотоцикл м 72

mexanik62 пишет:

Вот тема про снятие покрышки напомнила кое что
На М-72 и М-72М предназначеных для армии на полках обода были вмятины в сторону покрышки для предотвращения проворачивания покрышки при спущенном колесе чтобы тормозило и сосок не вырывало

Увидел, прочитал, теперь буду ждать фото от того.

Добавлено: 25-05-2013 06:36:08

http://s019.radikal.ru/i628/1305/16/c4ed1767eaee.jpg

Добавлено: 25-05-2013 06:36:56

http://s16.radikal.ru/i190/1305/91/956a87f9f02c.jpg

Добавлено: 25-05-2013 06:38:54

интересный глушитель у м72 фото 2-е снизу,наверное до определенной глубины мог и по воде ездить

Добавлено: 25-05-2013 06:39:47

http://s53.radikal.ru/i140/1305/bc/43c6a7bad145.jpg

И ветер в харю пусть мне дует сильно
И мимо еду тачек стильных
Но не сравнится ни одна из них и рядом
С моим конем - моим собратом!!!

Сказать спасибо Плохое сообщение

9

Re: мотоцикл м 72

Ну таких глушаков в оригинале на дорожном мотоцикле не было . Переднее крыло М72М . На втором фото головы от К750. Пока шо самый оригинал это фото на сообщении 4. Он реальный оригинал.

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: мотоцикл м 72

мдяяяя sad  sad  sad 

http://s47.radikal.ru/i117/1305/a7/b83936b503ba.jpg
М72

http://s018.radikal.ru/i525/1305/a2/6fe120e8c9d5.jpg
к750

головы вроде отличаются

И ветер в харю пусть мне дует сильно
И мимо еду тачек стильных
Но не сравнится ни одна из них и рядом
С моим конем - моим собратом!!!

Сказать спасибо Плохое сообщение

11

Re: мотоцикл м 72

http://s018.radikal.ru/i505/1305/d7/a66ad8cf8d52.jpg Вот и пойми, что за зверь))

Отредактировано Florist (25-05-2013 14:04:31)

Сказать спасибо Плохое сообщение

12

Re: мотоцикл м 72

http://s001.radikal.ru/i196/1111/b4/9c8430bd847e.jpgвот оригинал

Сбили с ног — сражайся на коленях, встать не можешь — лёжа наступай!

Сказать спасибо Плохое сообщение

13

Re: мотоцикл м 72

Это которые тебе предлагают?

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: мотоцикл м 72

mexanik62 пишет:

Это которые тебе предлагают?

который предлагают еще не видел от меня далекова то поселок находится,поэтому договорились на следующей неделе посмотреть,я как понял он особо не торопится...тут к ребятам заезжал в татарстане м72 восстановленный предлагают...но ЦЕНАААААА sad

И ветер в харю пусть мне дует сильно
И мимо еду тачек стильных
Но не сравнится ни одна из них и рядом
С моим конем - моим собратом!!!

Сказать спасибо Плохое сообщение

15

Re: мотоцикл м 72

Здравствуйте,может мой вопрос здесь и не совсем в тему,но хотелось-бы узнать подойдут ли рулевые опорные подшипники от "современного" урала на М-72м?И подйдут ли какие либо компоненты передней вилки ,на вид она не очень похожа.

Сказать спасибо Плохое сообщение

16

Re: мотоцикл м 72

Собственно вилка заменяема только комплектно. А подшипники подойдут.

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

17

Re: мотоцикл м 72

Спасибо за инфу.

Сказать спасибо Плохое сообщение

18

Re: мотоцикл м 72

PATRIOT пишет:

Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.

Ну это не совсем верно. Дальше эту тему развивал Киевский мото завод и появился К-750 а потом К-750М  wink

Сказать спасибо Плохое сообщение

19

Re: мотоцикл м 72

Хорошtе описание. Еще фото этого мото видел здесь - smeloff точка ru

Сказать спасибо Плохое сообщение

20

Re: мотоцикл м 72

Народ подскажите плиз, м-72 49 года каким заводом выпускался????? Видел такой агрегат , по докам он 1947 года, и удивило меня форма крыла, крыло глубокое но с железным брызговиком , кожуха вилки прямые как у нового образца, но длинные,  колеса стоят с алюминевой ступицей. Стопы вроде родные, есть  колхоз, сделаны поворотники на люльку и сам мот. Заднее крыло от нового образца. Свечки короткие, вот что увидел в гараже.

Сказать спасибо Плохое сообщение