Тема: мотоцикл м 72
Началом разработок мотоцикла Урал М-72 считаются предвоенные годы прошлого века. При модернизации Красной Армии правительством была принята целая программа по оснащению моторизированных частей новыми надежными мотоциклами отечественного производства. За основу М-72 был взят немецкий аналог - БМВ-R71, который являлся в то время самым новым и совершенным мотоциклом.
Разработку отечественного М-72 пришлось выполнять, разбирая серийные БМВ, и копируя некоторые элементы с него. Стоит отметить что советская промышленность того времени не могла сразу воспроизвести все элементы новинки. К примеру, технология изготовления рамы из цельнотянутых труб переменного сечения только осваивалась промышленностью. Кроме этого изготовление алюминиевых элементов двигателя и рамы требовало переоборудования многих заводов. Во многом ускорению процесса разработки и ввода в строй УРАЛ М-72 способствовала начавшаяся Вторая Мировая Война. Именно необходимость армии в мотоциклах потребовала от коллективов заводов ускорить процесс выпуска новых мотоциклов Урал и нарастить производство в сжатые сроки.
Технические характеристики Урал М-72 качественно выделяли его из всего модельного ряда мотоциклов того времени. Во первых при движении даже на повышенных оборотах двигатель работал более мягко и тише чем у аналогов даже заграничного производства. При этом долговечность и надежность его работы была на высоте. Подвеска отличалась мягкостью и плавностью хода. Новым решением в производстве мотоцикла Урал М-72 стала дуплексная рама, пружинная подвеска сзади, передняя вилка телескопического типа, механизм ножного переключения передач. Кроме этого установка двух цилиндрового двигателя с оппозитным расположением так же была техническим новшеством на то время. Такая компоновка двигателя повышала не только технические характеристики, но и в целом положительно сказывалась на всем мотоцикле. В первую очередь это связано с низким центром тяжести, что улучшило уравновешенность при движени.Хотя так же мотоцикл Урал М-72 обладал и рядом неудобств. В первую очередь это касалось все того же расположения двигателя. Из-за разброса головок цилиндров габаритная ширина мотоцикла составляла 603 мм, что доставляло неудобства при движении без коляски. Кроме этого система зажигания регулировалась вручную, да и два отдельных карбюратора было довольно сложно отрегулировать на синхронную работу. А не продуманный и некачественный воздушный фильтр не поглощал пыль и грязь, в результате чего это все оседало в цилиндрах и приводило к преждевременному их износу.
Технические характеристики мотоцикла Урал М-72
габариты ДхШхВ, мм — 2400×1650×1000
дорожный просвет, мм — 135
сухая масса, кг — одиночки 205, с коляской 380
полная масса, кг — 641
топливный бак, л — 22
максимальная скорость, км/ч — одиночки 105, с коляской 85
двигатель — 746 см3, 22 л. с., 4-тактный, 2 цилиндра, нижнеклапанный.
запуск — кикстартер
система зажигания — от магнето
КПП — 4-ступенчатая, с задним ходом
шины: 3,75×19"
Давление в шинах (в атмосферах): передняя - 1,5, задняя - 2,5
Расход топлива (с прицепом): 7 л./100км при 50-60 км/ч.
Надо сказать, что мотоцикл М-72 создавался общими усилиями: конструкторское бюро ЗИСа занималось документацией на двигатель, инженеры автомобильного завода АЗЛК – документацией на коробку передач, коляски поставлял ГАЗ, и пр. Опытные образцы мотоцикла были представлены весной 1941-го года, после чего было принято постановление о запуске модели в массовое производство.
Раритетный экспонат музея:
С началом Отечественной войны разработка и выпуск мотоциклов активизировались, однако после того, как Москва оказалась на осадном положении, Московский мотоциклетный завод, а также цеха по производству мотоциклов ЗИСа и КИМа, срочно перевезли в г. Ирбит Свердловской области, куда отправились и специалисты из разных городов. Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) разместился на месте бывшего пивоваренного завода, в наследство от которого осталось весьма скромное производственное оснащение. Положение осложняло и то, что помещения пивзавода оказались непригодны для производства мотоциклов, а расстояние от завода до железнодорожной станции, куда привозили комплектующие, составляло целых 4 км. Однако, ценой неимоверных усилий, в феврале 1942-го года с конвейера ИМЗ сошла первая партия мотоциклов М-72. Несмотря на то что после разгрома немцев под Москвой стало возможным возвращение специалистов и оборудования в столицу, Совнарком принял решение оставить завод в городе Ирбите и поручил предприятию выпускать 15 тысяч мотоциклов в год. Этот план удалось реализовать только после войны, а в 1943-м году на фронт была отправлена первая колонна из более ста мотоциклов М-72.
Двигатель:
Отдельная тема - оппозитный двигатель, у которого из-за конструкции коленчатого вала левый цилиндр на 39,2 мм смещен вперед относительно правого, а за питание каждого из цилиндров отвечает отдельный карбюратор. Мотор работал исключительно мягко и тихо для мотоцикла. У М-72 в виде одиночки шума двигателя при езде практически не было слышно, он подавал голос только у мотоциклов с коляской. Нижнеклапанный мотор с низкой степенью сжатия обладал эластичностью и неприхотливостью к качеству топлива.Пик крутящего момента на низких оборотах улучшал тяговые качества и проходимость мотоцикла, динамику разгона на шоссе. Оппозитная компоновка с одной стороны обеспечивала низкий центр тяжести мотоцикла и устойчивость к падению, с другой стороны, делала мотор шире, чем положено - на бездорожье цилиндры порой задевали за кочки и корни деревьев, мешали мотоциклисту в опасной ситуации избежать падения, резко выбросив в сторону ногу.
1 – переключатель указателей поворота П-201
2 - правый передний указатель поворота на мотоцикле-одиночке
3 – реле-прерыватель указателей поворотов РС-419
4 – лампа головного света фары А6-32+21 или А6-32+32
5 – лампа стояночного света фары
6 – левые указатели поворотов
7 – прерыватель ПМ-0.5
8 – переключатель света (расположен в кожухе фары)
9 – тросик манетки опережения зажигания
10 – рычажок переключателя света
11 – манетка опережения зажигания
12 – предохранитель 15А
13 – центральный переключатель (на М-72 и К-750 имеет несколько иное обозначения клемм)
14 – лампа А6-2 подсветки шкалы спидометра
15 – генератор
16 – контрольная лампа работы генератора А6-0.25
17 – катушка зажигания КМ-01 или Б-25
18 – распределитель
19 – указатели поворотов правые (на коляске)
20 – передний габаритный фонарь коляски
21 – лампы А6-15 стоп-сигналов (только в фонарях ФП-230 или ФП-246)
22 – аккумуляторная батарея ЗМТ-6 или ЗМТ-7
23 – правый задний указатель поворота на мотоцикле-одиночке
24 – реле-регулятор
25 – включатель стоп-сигнала
26 – лампы задних габаритных фонарей
27 – звуковой сигнал С-35
28 – кнопка звукового сигнала
На мотоциклах М-72, М-52, М-61 и К-750 установлен генератор Г-11 (с «плюсом на массу») в паре с реле-регулятором РР-1 или РР-31, на остальных мотоциклах – Г-414 (с «минусом на массу») и реле РР-302. На мотоциклах М-72, М-52, М-61 стоп-сигналы отсутствуют. Указателями поворотов оборудованы только К-750М и МТ-12.
С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.
Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые.
Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.
В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.
Первая модель известного тяжелого мотоцикла — М-72 была освоена киевлянами в 1951 году, а в 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с алюминиевыми ступицами, регулируемыми роликовыми подшипниками и усиленными спицами. У тормозов был механизм для регулировки положения колодок.
Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов.
Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен.
Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой.
Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески.
Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.
Этот мотоцикл выпускали специально для кроссов, малыми партиями (по 5 штук).
Мотоцикл имеет специальную облегченную открытую коляску в виде платформы со специальными скобами и поручнями, облегчающими работу спортсмена-колясочника во время гонки.
От дорожного "М-72" он отличался поднятыми кверху выпускными трубами, высоко посаженными колесными щитками, новой крышкой распределительных шестерен, реконструированных для того, чтобы удобно расположить привод магнето.
В "М-72К" поселился эффективный воздушный фильтр. Двигатель подвергался умеренной форсировке, направленной не столько на повышение мощности, сколько на увеличение крутящего момента и расширение рабочего диапазона по оборотам двигателя.
В 1953 году выпущена переходная модель мотоцикла М-72Н с новой рычажной вилкой, с гидравлическими амортизаторами, с алюминиевыми литыми тормозными барабанами колес и усиленными спицами.
Одновременно велись работы по совершенствованию рамы, по введению новых грязевых щитков, новых седел, усиленных тормозов, измененной карданной и главной передач, стопсигнала.
Были усовершенствованы также двигатель и коляска. Благодаря этому были значительно улучшены внешний вид и эксплуатационные качества мотоциклов, а также надежность узлов экипажной части.
С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.
Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.
Отредактировано PATRIOT (15-11-2011 18:22:56)