Тема: М61

В наши дни на территории России осталось всего одно предприятие, выпускающее тяжёлые мотоциклы — это Открытое акционерное общество «Уралмото», а некогда Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), днем основания которого можно считать 17 ноября 1941 г Именно тогда в г.Ирбит Свердловской обл. прибыла первая группа специалистов столичного мотозавода, главному инженеру которого Ф.М.Ломанову вменялось в обязанность организовать на новом месте производство мотоциклов. Оборудование, поступавшее из Москвы, Киева и Харькова, в трескучий мороз устанавливали в неприспособленных для этого пивоварне, клубе автоприцепного завода, складе зерна, торговых рядах — обычная картина для спешной эвакуации индустрии в глубокий тыл. Прибывшие — инженеры, конструкторы и высококвалифицированные рабочие — совершали «обычные» подвиги: не щадили сил и здоровья, упорно трудились, стремясь поскорее ввести в строй новое предприятие. Выпуск знаменитых М-72 начали со сборки из привезенных деталей (незавершенки), но постепенно освоили изготовление этих боевых машин своими силами Конечно, немало узлов и деталей по кооперации поставляли заводы-смежники, однако большую их часть делали сами, совмещая это со строительством корпусов новых цехов.
2 февраля 1942 г. ирбитчане отправили на фронт первую партию М-72. Всего же их за время войны сделали более 8000.
...Закончилась Великая Отечественная, прекратились поставки в СССР мотоциклов по «ленд-лизу» (их закупили более 100 тыс. экземпляров), но оказалось, что потребности в мототехнике продолжали расти. В связи с этим, уже в 1945 г., начали подготовку серийного производства новых моделей в Москве, Киеве, Ижевске и Коврове, а ирбитскому заводу поставили задачу всемерного наращивания выпуска М-72.
Реализуя эту программу, на ИМЗ ежегодно увеличивали объемы изготовления мотоциклов в среднем на 20%. Поэтому за десятилетие годовой выпуск М-72 возрос почти в 10 раз, и к 1956 г. перевалил за 20 тыс. Этого удалось достичь благодаря постоянной реконструкции завода. В то же самое время главный конструктор завода А.М.Федоров руководил работой по совершенствованию М-72. И в конце концов, накопившиеся в значительном количестве мелкие, по мнению разработчиков, улучшения дали серьезный повод для изменения марки выпускаемого мотоцикла на М-72М (М-72 модернизированный). Размышления над тем, как дальше обновлять базовую модель, побудили конструкторов прежде всего ускорить разработку нового двигателя которую они вели еще с 1944 г. Заводчанам хотелось, чтобы новое сердце мотоцикла стало легче, экономичнее, мощнее знакомого им от М-72. Они воспользовались опытом создателей гоночных мотоциклов и спроектировали верхнеклапанный мотор, у которого клапаны были встроены в головку цилиндра.
Поток рабочей смеси стал изменять направление движения всего на 45 град., тогда как у нижнеклапанного двигателя мотоцикла М-72 входящий поток рабочей смеси изменял направление на 135 град, и за счет этого были заметные потери мощности. Благодаря такому усовершенствованию, улучшились наполнение цилиндров и перемешивание рабочей смеси, уменьшились потери на теплопередачу, а все вместе способствовало повышению мощности.
Новый двигатель сделали как модификацию использованного на М-72 и послужившего ему прототипом. В нем, как и в старом, ход поршня равнялся диаметру цилиндра. Моторы с таким соотношением завзятые знатоки мототехники называли «квадратными». В новинке эти размеры составляли 68 мм а в М-72 — 78 мм.
Специалисты завода унифицировали большую часть деталей обоих двигателей, сохранив неизменными крепежные размеры. Поэтому новый мотор легко устанавливался на ходовую часть М-72. Усовершенствованный мотоцикл обозначили М-52. Его двигатель рабочим объемом 494 см3 развивал мощность 24 л.с. и по этим показателям превосходил мотор М-72, который, хотя и имел 746 см3, отдавал всего 22 л.с. Благодаря этому и ряду других преимуществ, «пятьдесят второй» в 1957 г. освоили в серийном производстве и выпускали одновременно с 'Семьдесят вторым». Специалисты высоко оценили новую машину, поскольку она по основным показателям не уступала аналогичным зарубежным моделям.
М-52 с коляской на шоссе развивал скорость под 100 км/ч, а М-72 — всего 85. Зато последний легче брал подъемы и увереннее шел по проселочным дорогам, обгоняя новинку, в чем быстро убедились и испытатели, и покупатели мотоцикла. Тому способствовали два важных свойства двигателя М-72, по которым он превосходил мотор М-52. Во-первых, — обладал лучшей приспособляемостью, во-вторых, — развивал больший крутящий момент. По своим техническим характеристикам М-52 больше подходил для скоростной езды по асфальтированному шоссе. Но тяжелыми мотоциклами да еще с боковой коляской в те годы широко пользовались в сельской местности, по неровным ухабистым дорогам. И естественно, ирбитским конструкторам хотелось превысить такие показатели двигателя мотоцикла М-72, как мощность, крутящий момент, экономичность. Им нравился «пятьдесят второй» за быстроходность и меньший расход бензина — без коляски на нем удавалось разгоняться до 120 км/ч. Они справедливо считали его шоссейной машиной и не без основания полагали, что, повысив мощность двигателя М-52, добьются желаемого превышения. Стремясь справиться с поставленной задачей, заводские специалисты приняли мудрое решение, увеличив диаметр цилиндров двигателя М-52 до 78 мм — как у М-72. Получился новый и очень удачный коротходовый движок с рабочим объемом 650 см3, развивавший мощность 28 л.с. при 6000 об/мин с таким же расходом топлива, как у меньшего по рабочему объему мотора «пятьдесят второго». Его установили на все ту же ходовую часть М-72, а новую машину обозначили М-61.
Ее проектированием руководил заместитель главного конструктора Аркадий Моисеевич Исаев. Она по многим показателям превзошла свой прототип, поэтому в 1961 г. ею на конвейере заменили и М-52, и М-72. Ее постоянно улучшали, вместе с модификациями она в общей сложности выпускалась 20 лет и дала богатый задел для создания на ИМЗ более совершенных конструкций.
Вот как был устроен мотоцикл М-61. Рама — сварная из легких цельнотянутых труб. Передняя вилка — телескопическая, поворот руля притормаживался фрикционным амортизатором Сверху на раме закрепили бензобак, в нижней ее части — двигатель, внутри — электросистему и бачок для масла. На каждом цилиндре мотора установили карбюратор, выхлопную трубу и глушитель, привинчиваемый хомутами к кронштейну рамы мотоцикла. Подвеска заднего колеса — свечная, с пружинами амортизаторами. Редуктор главной передачи сопрягался со ступицей заднего колеса, привод на которое осуществлялся карданным валом. Переключение передач выполнялось ногой — левой педалью либо вручную — небольшим рычагом справа. Рама коляски имела маятниковую подвеску с торсионом и жестко крепилась к мотоциклу.
Впрочем, М-61 не был лишен недостатков прототипа, поэтому вскоре после его внедредрения в серийное производство перед конструкторами ИМЗ возникла новая задача: на его ходовую часть установить модернизированный двигатель. Но когда они с ней справились и созданный мотоцикл, обозначенный М-62, начали строить серийно, выяснилось, что и в нем не мешало бы сразу же сделать кое-какие усовершенствования.
М-62 отличался от своего прототипа более экономичным карбюратором и некоторыми доработками в коробке перемены передач. Эту машину начали выпускать в том же 1961 г., и два года делали вместе с М-61. Однако на этом работа не прекратилась. Добившись вполне удовлетворительных динамических характеристик у М-62, заводчане оставались неудовлетворенными его внешним видом. Стремясь усовершенствовать мотоцикл и в этом, они два года разрабатывали новый дизайн машины. Им пришлось трудиться в условиях «ножниц». С одной стороны, хотелось спроектировать качественно новый мотоцикл, воплотив в нем новейшие эстетические тенденции, но тогда его освоение неизбежно бы потребовало существенной реконструкции технологических линий и выпуска большого объема конструкторской документации. Выбор такого подхода неизбежно бы привел к временному снижению выпуска продукции, что в условиях существовавшей плановой экономики (дававшей, кстати, весьма высокий народно-хозяйственный эффект) казалось недопустимым. С другой стороны, ограничиваясь незначительными улучшениями, как ни старайся, а новую машину не создашь, в то время как выпускавшаяся морально устаревала и становилась неконкурентоспособной, что вело к снижению покупательского интереса. И тут надо отдать должное ирбитским конструкторам — они достойно вышли из этого затруднительного положения и сумели найти разумный компромисс. Им удалось создать новую модель, обозначенную М-63 и названную «Урал-2», отличавшуюся от «шестьдесят второй» модели более современным дизайном, причем ее обновленная выпускная система лучше снижала шум выхлопа отработанных газов. При изготовлении М-63 широко использовались современные материалы и передовые технологии.
В 1989 г. я побывал на ИМЗ и о многом беседовал с тогдашним его главным конструктором Иваном Михайловичем Кошелевым. Вот что он рассказал мне. «... Для наших специалистов нелегко дались два важных дела. Сначала удалось спроектировать и с большим трудом внедрить в серийное производство верхнеклапанный оппозитный двигатель. На его основе создали М-61. Эта машина открыла широкие перспективы для разработки оптимального тяжелого мотоцикла, удобного при езде как по шоссе, так и по сельским дорогам. Однако он оказался отягощенным некоторыми недостатками прототипа. Поэтому мы считаем М-61 переходной машиной. Отработать ее конструкцию нам удалось лишь со второго захода. Результатом этого упорного труда и стал М-63, который долго выпускался без изменений».
Оценивая роль М-61 в отечественном мотоциклостроении, отметим, что именно с него впервые в нашей стране началось применение двигателя ранее не используемой кубатуры — до 650 см3, поэтому М-61 следует считать не только переходной, но и этапной машиной. Класс примененного на ней мотора вот уже 50 лет используется Ирбитским мотозаводом для многих модификаций этого мотоцикла.
В наши дни лишь изредка встречаются М-61, которых в течение 1957 — 1963 гг. было изготовлено более 60 836 экземпляров. Но если и встречаются, то отнюдь не в первозданном виде — ведь к ним подходили многие продававшиеся в магазинах запчасти от более поздних «уралов». Наш столичный Политехнический располагает всего одним тяжелым отечественным мотоциклом марки М-61

Добавлено: 24-12-2012 18:18:46

М61 изображен на старых паспортах-книжечках для мотоциклов

Добавлено: 24-12-2012 18:31:44

http://oppozit.ru/files/u82384/43711883_2.jpg

http://uraldnepr.ru/_ph/15/1/908585606.jpg
Характерной особенностью М 61 это были ступицы колес под 305 подшипник (у всех остальных оппозитов 204 или 7204), при этом собственно на мотоцикле использовались стандартные оси на 20 мм с трубкой-проставкой вн диам 20 и нар 25. Ось коляски была 25 мм.

Отредактировано mexanik62 (08-08-2016 20:47:07)

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо +4 Плохое сообщение

2

Re: М61

Спасибо вам лично от меня! Вот будет в истории России какая там тема про историю Ирбитского завода. Все расскажу. Спасибо! Очень познавательно!

Сбили с ног — сражайся на коленях, встать не можешь — лёжа наступай!

Сказать спасибо Плохое сообщение

3

Re: М61

Смотрится красиво, но вот подвеска больно жесткая smile

люблю на урале с прямотоком хорошенько дать газу, - чтобы у прохожих шнурки развязывались, а с деревьев листья падали....

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: М61

Дядя Витя механик,я вот специально здесь зарегистрировался,чтобы указать на вашу не компетентность в данном вопросе. Не потешить свое самолюбие,а чтобы восстановить историческую справедливость.
М-61 Ирбит выпускался серийно  1959г.-1961г.
И ни когда,запомните,никогда на М-61 не устанавливался руль с обратками.
На фото оригинальный М-61 с оригинальными довольно таки редкими металлическими рычагами.
Еще на ранних М-61 устанавливалась однотросовая ручка газа.

Про ИЖевский руль насмешили,-спасибо.

Сказать спасибо +1 Плохое сообщение

Re: М61

Дядя Витя сам то время наверняка застал когда м 61 выпускаться только начал ! Так что я верю больше нашему механнику !

Наш стяг по ветру реет гордо,
Огонь без устали горит!
И воют трубы, кровь кипит.
Мы в свои цели верим твёрдо!

Сказать спасибо −1 Плохое сообщение

6

Re: М61

Та не Кирилл, могу конечно ошибаться, особенно в данном случае. Ведь эти мотоциклы когда я ими начал интересоваться были уже не новые, да и Уралы в нашей местности были редкостью. Рули такие были и называли их ижевскими за однотросовую рукоятку газа (один тросик шел под бак а там разводился на два карба. Ну а по поводу родной комплектации вопрос конечно сложный. У нас в МТС было несколько мотоциклов и пара М61. У одного вилка м72 (как на фото) а у другого М 62 (как у современных только перья сужены). Соответственно у одного свет переключался тросиком (руль М72) а у другого электрическим. Возможно это были последствия ремонтов.
Вот кстати и по замечанию Сергея. Спасибо за замечание. Ну по рулю уже писал - утверждать не буду. Но есть официально разные варианты переднего крыла - неподрессоренное с подствкой как на М72 (такой изображен на старом техпаспорте) и подрессоренное как на М72М. Так что категорически что то утверждать по комплектации нельзя. Возможно были варианты разных комплектаций в зависимости от годов выпуска и просто наличия комлектующих на складе. Потом надо учесть и то что было выполнено некоторое количество узлов для мотоцикла М52 в частности облегченное неподрессоренное крыло и вилка с выносом вперед оси переднего колеса. М52 в серию не пошел а его узлы были использованы на последующих моделях М61 и М62. М62 с такой вилкой я реально видел в Крыму.
   Статью эту (это к годам выпуска) писал естественно не я. Я ее только скопировал. К ней есть еще рисунок мотоцикла. Но мои познания в компутере не позволяют ее внести в форум. Попробую исправится. Статья называется Дар Ирбита
kotjar — Пт, 04/16/2010 - 19:25 . Других исходных у меня нету.

Отредактировано mexanik62 (13-12-2014 09:07:36)

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо Плохое сообщение

7

Re: М61

_дяде Вите спасибо за то ,что хоть кто то что то выкладывает по истории мотоциклов)

_Открытый разум подобен крепости, врата которой распахнуты, а стражи погрязли в беспутстве.

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: М61

Да,на ранних М-61 использовались детали М-52,вилка на вашем маленьком фото,именно с него.
Отличалась от вилки М-72 выносом колеса,коррекцией так сказать
http://f5.s.qip.ru/bVqSA7ai.jpg

А вот и фото одного из немногих сохранившихся М-52 в родной краске
http://f5.s.qip.ru/bVqSA7aj.jpg
Руль что там,что там с прямыми рычагами.

А вот этим СССРовским статьям я вообще не верю,сплошная показуха и не соответствие действительности.
Вот статья про К-750М,в ней упоминается что установлены новые колеса R17 yikes
Внешняя ссылка
Видел кто нибудь семнадцатые колеса на советских серийных оппозитах? нет.

Сказать спасибо +2 Плохое сообщение

9

Re: М61

Спасибо за сообщение и ссылку. Действительно по тексту и по фото колеса реально меньше. Отсюда и такой зверский расход скорее всего. Чтобы двигаться 80 кмч движек должен в этом случае работать на почти пределе оборотов. Возможно конечно редуктор другой стоял но о нем не упоминается. Мой Касик (с обычным приводом и родным редуктором в 6 укладывался а с 9-кой в 5, как раз с такой нагрузкой как в статье я и ездил часто в Харьков и обратно. Никогда такого не видел и не слышал. Вот еще одна непонятка по тексту - двухискровая катушка и автомат опережения. Никогда не видел с такой комплектацией. Хотя в родной книжке на мой мотоцикл МВ750 написано что комплектация может быть Катушка Б2-Б (обычная) или Б201 (двухискровая) и распределитель ПМ05 или ПМ302 (автомат). Никогда не видел такой комплектации, распредвала подобного на Касики ни у каких старьевщиков не видел, и соответственно лобовуху куда крепить двухискровую катушку не видел. А вот инфу по М52 (53) - сделай статейку в этот раздел и будет накапливаться инфа.

Отредактировано mexanik62 (13-12-2014 21:10:31)

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо Плохое сообщение

Re: М61

В книге по К-750В 1963г.тоже упоминается ПМ302,но его даже не устанавливали на МТ-12,выпуск которых был начат в конце 70-х. Ну да ладно.
Про М-52 что писать,я видел его один раз в музее,в Ирбите,да и то мельком,меня больше тяжики времен ВОВ заинтересовали.
Вот статья,как говорится из первых рук,от человека который его нашел и отреставрировал в прямом понимании этого термина.
Приятного прочтения.
Внешняя ссылка

Сказать спасибо Плохое сообщение

11

Re: М61

парни помогите это м 61

Добавлено: 25-08-2016 22:44:21

Внешняя ссылка

Добавлено: 25-08-2016 22:46:00

вот он

Post's attachments

2895716439.jpg
2895716439.jpg 115.23 Кб, 5 скачиваний с 2016-08-25 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

Сказать спасибо Плохое сообщение

12

Re: М61

mexanik62 пишет:

и соответственно лобовуху куда крепить двухискровую катушку не видел.

Лобовухи от старых уралов без фильтра подходят как родные. Была у меня мысль приварить на распредвал конечную часть от Урала или Днепра.

Сказать спасибо Плохое сообщение

13

Re: М61

paull366 пишет:

парни помогите это м 61

Двигатель не его, карбюраторы не его, системы выхлопа нет, воздухоочиститель не его, переднего крыла нет. Вобщем этот м61 с таким же  успехом можно назвать м72, а лучше просто мотоцикл под рестоврацию.

Лучше забивать шуруп молотком, чем закручивать гвоздь отвёрткой.

Сказать спасибо Плохое сообщение

14

Re: М61

paull366 пишет:

парни помогите это м 61

Добавлено: 25-08-2016 22:44:21

Внешняя ссылка

Добавлено: 25-08-2016 22:46:00

вот он

Начнем с того шо М61 все же верхнеклапанник а тут явный движек-нижнеклапанник К750.
Как уже выше писалось у М61 Руль с прямыми рычагами и однотросовой рукояткой газа. Т е руль не М61. Кроме того он как бы сборный, не оригинал М72/К750, с обратными рычагами идет не цепная а винтовая ручка газа - тросики идут вдоль руля.
Передняя вилка М72Н (Киевский).
Задний мост тоже сборный - картер от М72, может и М61 (они одинаковы), заливная горловина на нем сзади, а крышка от М62 - заливная горловина присутствует, а на картере М62 ее нету.
Ну е есчо главный признак М61 это 305 подшипники в колесах - ни на одном отечественном оппозите такого не было. Но это надо колеса снимать - там должна быть втулка диаметром 25Х20мм под стандартную ось.
Коробка Днепровская с задней МТ804 (никак не от М61).
Рама с шильдой и документами вполне возможно М61. Остальное сам видиш...
Вобсчем внешне он на М61 похож "як свыня на коня"..., т е никак.
А так вообсче по фотокарточке хорошо сделаный сборный ретромотоцикл с документами (возможно) на М61.

Добавлено: 12-02-2018 19:02:39

Внешняя ссылка

Отредактировано mexanik62 (27-08-2016 07:04:21)

...этот советский мотоцикл ничто не остановит, даже собственные тормоза...

Сказать спасибо Плохое сообщение