И еще немного информации для общего развития:
Трансмиссионные масла применяются в механических и автоматических коробках передач, в раздаточных коробках, дифференциалах, механизмах рулевого управления. В таких агрегатах вращающий момент передается зубчатыми парами (косозубые и прямозубые, конические, спирально-конические, червячные и гипоидные передачи).
Вид такой передачи и особенности конструкции узла определяют требования к смазочным материалам, которыми и являются трансмиссионные масла. Любые передачи и подшипники в механических агрегатах, как правило, смазываются погружением в масло и разбрызгиванием, но есть тяжелонагруженные сложные конструкции, где подобной смазки недостаточно. В такие узлы масло подают под давлением.
Необходимо отметить, что в некоторых автомобильных МКПП, используется обычное моторное масло. Какое именно масло используется в КПП, Вы можете узнать в сервисной книге или на сайте автопроизводителя. В отличие от моторных масел, трансмиссионные меняются не так часто (раз в 50 – 70 тыс. км.), но их своевременная замена продлевает срок эксплуатации Вашего автомобиля.
Трансмиссионные масла выполняют следующие функции:
1. Предотвращают износ поверхностей трения и снижают потери на трение.
2. Отводят тепло от поверхностей трения.
3. Снижают ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум.
4. Защищают от коррозии и отводят продукты износа из зон трения.
Чтобы не нарушалась пленка, трансмиссионные масла должны сохранять стабильно — высокую вязкость при рабочих температурах 80 — 120°С (температура масла в местах контакта зубьев достигает 200°С). В тоже время масла не должны быть слишком вязкими при низких температурах окружающей среды, иначе, в начале движения автомобиля, загустевшее масло будет препятствовать свободному вращению шестерен. Требования довольно противоречивые, но таковы реалии.
В соответствии с предъявляемыми требованиями, трансмиссионные масла должны обладать высокими антиокислительными, противоизносными, антикоррозионными и антипенными свойствами.
Вязкостно — температурные свойства трансмиссионных масел определяются по SAE.
Международная классификация по вязкости SAE J306 (Society of Automotive Engeneers) делит трансмиссионные масла на семь классов по вязкости: четыре с индексом «W» (Winter) — зимних: SAE 70W, SAE 75W, SAE 80W, SAE 85W. Чем меньше цифра, тем при более низкой температуре масло сохраняет свои рабочие характеристики. И три класса летних: они обозначаются цифрами: SAE 90, SAE 140 и SAE 250. Чем выше цифра, тем при более высокой температуре масло сохраняет свою работоспособность. Если масло всесезонное, то у него двойная маркировка, например: SAE 80W-90, SAE 75W-90, SAE 75-140.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел определяются классификацией API. Она делит трансмиссионные масла на 6 групп в соответствии с их областью применения:
GL-1 — Цилиндрические, спирально-конические и червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
GL-2 — Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
GL-3 — Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях.
GL-4 — Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и низких скоростей при больших крутящих моментах.
GL-5 — Та же область, что и GL-4, но при больших ударных нагрузках на зубья шестерен.
GL-6 — Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок.
Волшебники колдуют волшебными палочками, а волшебницы волшебными дырочками