Тема: Музей ПЧЗ Ракета
Извините, что тема не мотоциклетная. При этом кому-то может быть интересно, какие есть в нашей стране музеи и чем живет сегодня реальное производство в России.
Поэтому я продолжу "цикл телепередач" про музеи, а именно про часовой завод в Петродворце.
Начиналось все здесь: http://forum.motoroad.ru/topic5089-muzei-gaz.html - про музей ГАЗ в Нижнем. А теперь вот добрался и до Питера.
«Я – Ракета» или как посетил ПЧЗ с визит… с экскурсией.
Собственно начну с того, что идея посетить завод зрела у меня давно. С того самого момента, когда на официальном сайте появилась информация о возможности пройтись с экскурсией по цехам.
А тут ещё подвернулась 3-х дневная командировка в Северную столицу. Время до обеденного Сапсана будет, если долго в гостинице не спать. Плюс к этому лежали у меня «раскуроченные» постсоветские полярники – а может и починить на фирменном сервисе удастся!
Решено – еду!
Звонок в Московскую студию, потом переадресация на завод, согласование даты экскурсии, подтверждение времени – все в порядке – нас ждут!
После тяжелого вечера накануне еле удается по номерам собрать подгулявших товарищей: многие отказываются, но самые стойкие в строю и готовы штурмовать стены и цеха завода!
Заказываем такси и с вещами на выход. Таксист попался нам знатный: молодой парень, увлекается историей и проводит частные экскурсии по Питеру и окрестностям. Сказать, что он много нам чего рассказал по дороге от Грибоедовского канала до Петергофа – не сказать ничего. В общем, пополнили свой багаж знаний историей Российской, обсудили ситуацию в Крыму и последние политические события, обменялись координатами – дорога пролетела как одно мгновение.
Пробки в северной столице с одной стороны меньше московских, и все же мы немного опаздываем. Звонок Анастасии, нашему экскурсоводу, и о чудо – нас по-прежнему ждут! Мы на сегодня одни – спокойно подкатываем к проходной и договариваемся с таксистом об обратном пути.
Прежде чем попасть на завод нам предстоит квест по территории. Все что раньше было одним большим предприятием, теперь смесь из разномастных контор и фирм. Идем в нужном направлении по схеме и указателю, вокруг автосервисы, лужи и пр. Была даже попытка сменить направление. Что же, как говорится «язык до Киева доведет». Автослесарь указывает нам на последний подъезд. Или, как там правильнее, на дверь в парадную в конце здания! ;-) Все - мы на месте, Анастасия берет нас под свое покровительство – вперед на 2-ой или 3-ий этаж на производство.
Но не тут-то было – сначала музей по истории предприятия.
Что же начнем и мы свой фотоотчет увиденного.
На стене приказ Петра Первого от 21.10.1721 г. о создании гранильной фабрики:
На стенде образцы обработанных камней, с которых все собственно и начиналось:
Ну, и как говорится, «первый кирпич», ещё из той старой кладки:
А вот и первый стенд с Часами. Это «Победы». Именно их начали собирать на заводе в 1952 г. из деталей 1-го Московского Часового завода:
Кстати, со слов Анастасии, теперь марка «Победа» официально принадлежит ПЧЗ. Под этим брендом в планах выпуск недорогих кварцевых моделей. Ракета в будущем – только дорогая механика.
И «Звезда» 1954 г.в.:
Кратко знакомимся с разнообразием выпускаемой продукции, начиная с 60-х до 90-х гг.
1. 1961 – 1965 гг.:
2. 1966 – 1970 гг.:
3. 1971 – 1979 гг.:
4. Отдельно - Олимпийская моделька – очень понравилась:
5. Конец 70-х - 1980 гг.:
6. Оригинальная модель с открытыми балансом и частью механизма:
7. Более поздние модели:
8. Будильники, как неотъемлемая часть ассортимента прежней Ракеты:
9. Оригинальные часы из ценных пород дерева:
10. Часы в пластмассовом корпусе:
11. И ещё несколько экземпляров интересных интерьерных часов:
«Время работает на коммунизм», Товарищи! ;-)
А теперь заглянем внутрь часов - из чего состоит механизм?
И часовые камни в увеличенных размерах:
На окне представлен чертеж механизма часов в разрезах:
Недавно услышал, что сейчас идет работа по цифровой обработке того научного потенциала и чертежей завода, которые были созданы за годы существования. Если это правда, то Молодцы Ракетовцы!
На стендах представлены устройства/инструмент и части станков:
А вот на стенде и новейший ассортимент сегодняшней Ракеты. Все можно потрогать, померять и при желании, естественно, приобрести:
Всегда хотел поближе посмотреть запонки из часовых механизмов. Посмотрел, потрогал - реальные механизмы. Анастасия сказала, что забракованные идут на эти цели:
Ну, и напоследок, перед походом в цеха, советские награды Ракеты: дипломы, знамена…
Макет и фото бывшей большой территории завода:
Насколько понял со стенда, что на территории то ли завода, то ли на базе отдыха был даже бассейн когда-то открытый! Круть! Впервые с таким сталкиваюсь! Может попутал чего?!
Несколько снимков на стенде с ужасными послевоенными видами:
Разрушения катастрофические. Ещё раз не перестаешь удивляться, как могли люди в столь короткие сроки восстановить производство. Да, что уж говорить всю страну на ноги поставили и подняли из разрухи. Мои Почет и Уважение! Спасибо Ветеранам Фронта и Тыла!
Инфраструктура была так же продумана для сотрудников: летние пионер лагеря, дет. сады.… Впрочем, как и на многих других советских производствах.
И все это для рабочих, своими руками создававших эти шедевры советского часового искусства! Вот они, ударники, на снимках и за работой:
Что же пора приступать к самому интересному – таможня дает добро – идем в цех. Сначала собственно механический или как он более правильно называется. Здесь собственно и рождаются детали механизмов:
Есть новые станки и аппараты:
При этом большинство – все ещё исправный «Советский Союз»:
Все станки последовательно пронумерованы – на каждом выполняется своя операция:
Все в состоянии полной готовности к производству. При этом реально в работе всего несколько станков:
Со слов Анастасии потенциал этого цеха производства очень велик. При этом мы все понимаем, что Ракета – это Вам не дешевый ширпотреб, это теперь мануфактурные дорогие (по моим сугубо личным меркам) часы. Объёмы продаж явно ниже производственных возможностей.
А вот и реальный сотрудник за работой – вырубает заготовки для заводных барабанов (насколько правильно понял):
По всему цеху современные агитплакаты «на советский лад», поднимающие дух и мотивацию команды:
Проверка точности деталей и чертежи для каждой операции:
Что же, детали готовы – пора в следующий цех. Здесь их все промывают поэтапно в нескольких жидкостях, в т.ч. бензине, чтобы избавиться от масла, стружки и т.д.:
Сейчас в процессе обработки крышки для заводных барабанов:
На столе готовые к сборке сектора для нового автомата:
Техническая литература – можно почитать на досуге:
Вот они, наши отмытые и готовые к дальнейшему процессу детали! Идем в цех сборки! Ура!
По мне так вот он центр всего производства, где механизмам дают жизнь, и «сердце часов» начинает тикать:
Больше всего времени уделяю технологии регулировки точности. Работница показывает и с удовольствием рассказывает мне весь процесс «от и до». Все данные при регулировке отражаются на электронном дисплее:
Отдельно замечает сотрудница, что механизмы сначала регулируются без корпуса – точность достигает -5 +10 сек./сутки. Второй раз регулировка уже в корпусе – для пущей надежности точности хода после сборки.
И вот они, родные «Ракеты» уже в корпусах:
Далее после полной сборки проверка герметичности:
Немаловажно отметить, что все сотрудники в цехе могут работать на любом участке сборки. А вот это самый известный и «долгоиграющий» сборщик (надеюсь, он на меня не в обиде):
На заводе с 1962-1963 гг., если не ошибаюсь. Это реально мастер своего дела и преданность профессии! Уважуха!
Впереди нас ждут ещё 2 цеха. Один из них «каменный» цех, где «женят» мосты и платины с камнями на пневматических станках. Процесс и станки «стоят» - план уже выполнен, все детали изготовлены. При этом для нас включают где-то «внизу» компрессоры и пневматику и запускают пару станков:
Камешки уже не свои, при этом, как утверждают на заводе, отечественного производства.
На фото через микроскоп – результат - мост с камнями:
И все это сопровождает бессменный спутник – радио «Ретро-о-о». ;-) Душевно. Только под такую музыку наши коровы достигают самых больших удоев, а часы получаются самые точные! ;-) Щутка! ;-)
И напоследок самый «секретный» цех, спрятанный в паутине заводских коридоров – цех, где изготавливают детали группы «баланс-спираль». Всех просят отключить фото-, видеотехнику и телефоны. Поэтому увидеть это все можно только при личном посещении.
Рассказ о процессе изготовления баланса и «волоска» так же скупой, несмотря на наши распросы с пристрастием. Все что удалось узнать, так это то, что балансы и спирали после изготовления делят на группы/классы. И только потом «женят» между собой детали разных групп. Балансировка баланса происходит по типу автомобильного колеса. С той лишь разницей, что не навешивают доп. грузики, а лазером «удаляют» лишнее в нужном месте. Ну, и подробнейшая история о том, что это очень точный уникальный процесс, что не каждая часовая компания имеет такое производство, что секреты держатся в строжайшей тайне, а сейчас налаживается производство узлов баланса для Швейцарии с иной частотой колебаний. Где-то мы это уже слышали! ;-) И все же неплохо. Молодцы! Гордятся своим производством!
Что ж, экскурсия близится к завершению. Естественно часа, обозначенного во время согласования визита, не хватило – уж больно все хотелось посмотреть и обо всем распросить. По факту получилось около 2-х. И нам повезло, что после нас другой группы не было. Иначе получилось бы «галопом по Европам». Теперь бы на Сапсан успеть… ;-)
В результате нашей экскурсии один мой сослуживец так увлекся всеми часовыми темами, что я, как человек интересующийся, как любитель часов, на его фоне и фоне его вопросов, просто отдыхал. Или, как говорят, «нервно курил в сторонке». ;-)
В итоге не удержался он – на обратном пути таки приобрел себе на память Петродворцовые классику. Теперь постоянно в них на работе. Торжественный момент вручения – работаем на камеру! По возможности… ;-)
Анастасия – наш очаровательный экскурсовод из семьи «потомственных Птеродворцовых часовщиков»:
И самое интересное – обратите внимание на запястье Анастасии – это же новый экспериментальный автомат. Сотрудники «на себе» проводят испытания новинки. И только после успешных испытаний коллекцию пустят на прилавок!
Уже после экскурсии я отдал через Анастасию свои старые постсоветские Полярники в ремонт в фирменную мастерскую. И это уже совсем другая история.
Расплатились за Петродворцовые. Собрали свои командировочные пожитки, попрощались и радостные побрели на выход через множество мелких фирм и автомастерских во дворе к ожидавшей нас машине.
Остается только сказать большое спасибо Анастасии. СПАСИБО! ;-)
Ну, что же, до встречи ПЧЗ?!
З.Ы. В итоге, что могу сказать тем, кто собирается в дальнейшем с экскурсией на завод: посетите и, скорее всего, не пожалеете!
Во-первых, это очень увлекательно и познавательно. Особенно для тех, кто любит часы. А как показала наша экскурсия, довольны и «под впечатлением» остались все. Равнодушных не было. Комментарии моих товарищей были очень разные. От «Как все было интересно! Реально вспомнились годы, когда так же приходилось стоять у станка на заводе». До «Знала бы, что тут столько разных цехов, подождала бы Вас в музее». ;-)
Во-вторых, это экскурсия, не похожая на традиционные экскурсии по музеям и дворцам Питера. Это не застывшее, а живое искусство! ;-)
В-третьих, становится отрадно за то, что реальное часовое производство в России ещё существует. Молодцы!
В-четвертых, атмосфера очень дружелюбная – с мастерами можно обо всем поговорить, задать интересующие вопросы. Все очень душевно и доброжелательно.
В-пятых, очаровательный экскурсовод! ;-)
И наконец, ещё один очень веский аргумент! Народ, это халява! Музей и экскурсия по заводу абсолютно бесплатные! Налетай! ;-)
Если я что-то в процессе своего повествования попутал или с исторической, или с технической точки зрения, то прошу не судить строго – любитель!
Всего наилучшего! ;-)
А на Сапсан мы все же успели – прибыли за 10 минут до поезда. А что Вы хотели – Пятница на дорогах! Это Питер, Детка! ;-)
Если вдруг музейная тема будет очень сильно резать кому-то глаз, сообщите, пож-та, модератору, чтобы тему удалили.