Тема: История мотоциклетного строения в ссср
Всем добрый день, в этой теме я буду рассказывать о истории мотоциклетного строения в ссср. кому интересно, присоединяйтесь.
Добавлено: 17-08-2021 12:59:12
М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Копия немецкого мотоцикла BMW R71.
Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), Серп и молот (Харьков), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению.
В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71 (BMW-750), который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции.
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский мотоциклетный завод выпускал мотоциклы до 1951 года.
Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72.
С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом.
Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало.
С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учёте в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.
Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.
Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким чёрным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещён вперёд на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемёта (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. В очень ограниченном количестве в войска поступали также модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.
В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.
Добавлено: 18-08-2021 13:42:32
Тяжелый М-72 стал настоящей легендой отечественной мотоциклетной промышленности. После окончания войны выпуск этой модели продолжился в Москве, Горьком, Ирбите, Киеве и Ленинграде, но этот мотоцикл долгое время поступал только в войска или государственные учреждения — в первую очередь, в милицию. Первыми на пожелания простых граждан иметь в личном пользовании мотоцикл с коляской отозвался Ирбитский завод, выпустивший «гражданскую» модель М-72М еще в 1955 году.
В то же время, над дальнейшим развитием конструкции М-72 работали и в Киеве. Инженеры КМЗ построили первые опытные образцы «авторского» мотоцикла еще в 1953 году, а в серию модель М-72Н запустили тремя годами позднее.
От предшественника новинку отличала передняя вилка рычажного типа с короткими ходами элементов вместо старой телескопической, более высокое расположение крыльев (что снижало риск облепления колес грязью при движении на бездорожье) и усовершенствованный двигатель, ставший более надежным. По ходу производства дополнительно мотоцикл получил усиленные тормоза, новый карданный вал и главную пару. Киевский М-72Н сразу же после начала производства был поставлен на вооружение Советской Армии, где мотоцикл использовался в большинстве случаев с коляской, но в виде исключений (для связистов и разведчиков) – и как «одиночка». Между тем, данная модификация производилась только вручную и мелкими партиями: до 1959 года завод выпустил только 1980 таких машин.
Все внесенные в конструкцию базового М-72 изменения, опробованные на редчайшем М-72Н, легли в основу новой стандартной модели Киевского завода, мотоцикла К-750. В свою очередь, эта тяжелая модель явилась прообразом множества армейских и гражданских «Днепров», чей выпуск завершили только в начале 1990-ых.
Добавлено: 20-08-2021 21:50:00
Мотоцикл К-750 - это первая модель тяжелого мотоцикла, разработанного непосредственно на КМЗ. Вес всей конструкции составлял 318 килограммов, двигатель объемом 745 куб/см развивал мощность 25 л. с. Мотоцикл оснащался четырехступенчатой коробкой передач, вращение на ведущее колесо передавалось с помощью карданного вала, который обеспечивал достаточно плавный ход.
Тормозная система состояла из двух надежных барабанных механизмов с гибкими тросовыми приводами. Двадцатилитровый топливный бак позволял преодолеть расстояние в 350 километров без дозаправки. Расход топлива при этом составлял не более 6 литров на 100 километров. Мотоцикл К-750 с самого начала производства считался удачной разработкой, которая не требовала никаких изменений в конструкции. Хорошо продуманные узлы и агрегаты бесперебойно взаимодействовали, а их компоновка позволяла без труда делать все необходимые регулировки, которые требовались в процессе эксплуатации.
По своей надежности мотоцикл К-750 далеко опередил предшественника М-72, а немецкий прототип Wanderer безнадежно отстал от него по проходимости и динамике разгона. Приемистый двухцилиндровый двигатель с оппозитным расположением поршней в сотые доли секунды набирал обороты, с трудом сдерживая мощь. 26 лошадинных сил с лихвой хватало и для разгона, и для многочасовой поездки.
Двигатель внешне не претерпел пока серьезных изменений. Рабочий объем его остался прежним — 745 см3. а мощность 26 л. с. Лишь головки цилиндров имеют более сильное оребрение. Существенные изменения произведены в коробке передач — здесь применено мелкошлицевое зацепление.
В шестидесятых годах прошлого столетия мотоцикл К-750 стал самым популярным транспортным средством на всей территории СССР. За весь период производства - с 1959 по 1967 год - было выпущено более 100 тысяч мотоциклов. К-750 с коляской развивал скорость до 90 километров в час. Плавность хода достигалась за счет резиновых рессор, установленных под коляской в трех точках, а также благодаря гидравлическим амортизаторам на всех колесах.
Существенное значение при производстве К-750 имела его почти стопроцентная унификация с агрегатами и узлами мотоциклов, выпускаемых на Ирбитском заводе. Конвейер Киевского завода не останавливался ни на минуту, запчасти подвозились вовремя по железной дороге. В то время маркетинга как такового не было однако бесперебойно работали советские снабженческие структуры.
Мотоциклы К-750 повсеместно использовались в органах внутренних дел. В 50-60-х годах прошлого столетия, мотоциклы с коляской были основным патрульным транспортом милиции. В частные руки К-750 попадал нечасто, пока не произошло массовое списание машин из армии и милицейских подразделений в начале семидесятых годов. Практически все списанные мотоциклы поступили в розничную продажу и были раскуплены населением.
Добавлено: 20-08-2021 22:47:32
Через некоторое время модель К-750 была модернизирована и стала называться К-750М. Различие наблюдалось значительное.
Переднюю рычажную вилку заменили на телескопическую, более современную. Новая передняя вилка позволила избавиться от заедания поршней гидроамортизатора и значительно увеличила устойчивость машины на больших скоростях.
На данную модель установили новую коробку передач с ножным механизмом переключения закрытого типа, модернизированный карданный вал можно было регулировать по длине.
Применение на тормозных барабанах лабиринтного уплотнения, исключающее попадание грязи на тормозные колодки, повысило долговечность тормозной системы.
Дальнейшее усовершенствование мотоцикла касалось двигателя, нижнеклапанная конструкция которого не позволяла повышать мощность за счет увеличения камеры сгорания. Конструкция мотора была изменена кардинально, клапаны переместились наверх, объем цилиндров при этом остался прежним, а мощность двигателя возросла до 32 л. с. Стабильную мощность обеспечивали 5200 оборотов в минуту, что является относительно невысоким показателем. Сборный коленвал заменили цельнолитым, шатунные роликовые подшипники поменяли на баббитовые владыши от "Москвича-407". Ресурс кривошипно-шатунного узла возрос до 40 тысяч километров, а ремонт стал намного проще, поскольку заменить вкладыши на следующий ремонтный размер достаточно просто. В процессе модернизации двигателя на поршни добавили по два маслосъемных кольца. Позже были заменены головки цилиндров, новые стали более ребристыми, увеличилась степень охлаждения. В результате получился мощный, эффективный двигатель. Мотоцикл К-750 стал более скоростным и маневренным. Скорость мотоцикла возросла до 105 километров в час. Расход топлива уменьшился на 200 грамов и составил 5,8 литра на сто километров при скорости 60 км/час.
Добавлено: 21-08-2021 21:08:30
В 1968г. завод начал выпуск модели К-650 "Днепр". 650й стал модернизированной версией К-750М в процессе эксплуатации которого выявилась слабое место двигателя. Стальной сборный коленвал служил не долго, всего 20-25 тысяч километров. Чугунные цилиндры также не отличалось надёжностью.
Новый литой коленвал, разработанный Киевским политехническим институтом, доказал свою надёжность на испытаниях. После пробега в 40 000 износ коленвала был минимальным. Старые чугунные цилиндры заменили на металлические с алюминиевым оребрением. Доработали систему смазки.
Отредактировано IvanLeonov (24-08-2021 17:02:58)