Тема: п. Федоскино МО. Экскурсия по фабрике миниатюрной живописи.
Итак, Товарищи, добрый день!
Я уже делал несколько фотоотчетов о посещении музеев:
1. ГАЗ - http://forum.motoroad.ru/topic5089-muzei-gaz.html.
2. Ракета - http://forum.motoroad.ru/topic5140-muze
aketa.html.
3. Музыка и время - http://forum.motoroad.ru/topic7458-muze
slavl.html.
Решил продолжить это направления - все равно езжу и посещаю подобные места. А у кого-то из отдаленных уголков нашей необъятной может и нет такой возможности поехать в эти музеи, а посмотреть интерес имеется. А может есть мысли о визите, да терзают смутные сомнения. В таких случаях нам с супругой помогают отзывы, чтобы окончательно определиться – ехать или нет. Вот и Вы почитаете, может и пригодится кому инфа. ;-)
На этот раз мы посетили Фабрику Федоскино. Выдались на выходных несколько часов. Да, и погода хорошая, солнечная. Вот и решили мы прогуляться в село Федоскино. От меня это около получаса езды. Записываться пришлось заранее – таковы правила. К тому же, если группа не наберется, экскурсию могут и отменить. Да, и стоимость экскурсии определяется кол-вом посетителей. Например, если группа от 6-8 человек, то билет по 250 руб. с носа. Если никто не приехал, а Вас к примеру 2-е, и есть твердая решительность посетить фабрику, то с каждого по 1500 или по 1000.
Для начала немного о самой фабрике: она расположена в 2 корпусах: старый (начало 20 века) перестроенный и новый (70-80-е гг.). В лучшие года фабрика выпускала до 120 тыс. изделий в год. Сейчас около 2000-3000! Например, в феврале текущего года сдали только 80 шкатулок!
Посему и трудятся на предприятии около 100 человек. Из них как минимум 50 художников. При этом непосредственно на фабрике работают только 12 из них. Остальные работают на дому и приезжают раз в месяц на художественный совет сдавать изделия комиссии.
Как и положено подождать начало экскурсии нам предложили в фирменном магазине. Да, теперь я понимаю, почему продажи такие низкие! Цены на самые небольшие шкатулочки измеряется тысячами рублей. А крупные экземпляры есть и по 58, 63, 78 тыс. руб.! В общем, кусаются. Простой человек себе позволить такое однозначно не может. Поэтому мы купили по «китайскому» магнитику за 100 руб. в подарок родителям и близким и на сим решили откланяться.
Можно очень долго обсуждать причины такой ситуации, таких цен. Что первично? Высокие цены из-за низкого спроса, чтобы окупать издержки? Или низкий спрос из-за драконовских цен на изделия ручной работы. Фактом остается лишь одно. Со слов экскурсовода ранее большую часть продукции централизованно выкупала внешнеторговая организация СССР – продукция шла на экспорт. Сейчас фирменного магазина нет даже на Арбате в Москве. Мол, туристам интереснее купить китайскую подделку с печатным рисунком за пару тысяч, чем оригинал за десятки тысяч. А качество печати сейчас такое, что не отличишь!
Выживать помогают крупные государственные и корпоративные заказы. Так в 2014 году государство заказало 3000 изделий с пейзажами Крыма. Так же размещал заказы Мерседес. При этом заказ был очень специфическим – шкатулки были исключительно белого цвета!
Итак, продолжим! Ожидая экскурсию, мы направились в соседнее здание через дорогу – музей Художественных промыслов. Он расположен в самом первом здании художественной артели. Сейчас его отреставрировали. Оно очень красивое. Зашли мы просто немного время провести на свежем весеннем воздухе и прогуляться по парку, чем сидеть в помещении.
Минут через 15 нам позвонили – экскурсия начинается! Народу оказалось в группе более 10 человек. Поэтому мы отделались 500 рублями за 2-х.
Начиналась экскурсия с самого начала технологического процесса – прессования бумаги. Бумага – ещё из старых советских запасов. Точнее даже тонкий картон, а не бумага. Да, да, сами шкатулки здесь делают полностью сами. Т.е. предприятие полного цикла.
Сначала картон нарезают на лоскуты нужного размера, мажут козеиновым клеем или клейстером. Далее делаю многослайный пирог и формуют / прессуют его в помощью нужных форм-заготовок.
Далее заготовки перемещают в соседний цех, где их окунают в ванну с льняным маслом. Масло в больших бочках. Люди интересовались, а это обычное такое же масло льняное, что и употребляют в пищу? Экскурсовод отшутился, что, если у Вас дома есть застоявшееся прогорклое масло (не важно какое – подсолнечное, льняное, оливковое), приносите – все пустим в дело! ;-)
После этого – в печь. При определенной температуре, если не ошибаюсь, 120 градусов, формы запекают в течение определенного времени. После этого процесса твердость заготовки в несколько раз выше твердости цельной древесины. Вот почему не делают шкатулки из цельной породы. К тому же – дешевле. ;-)
Далее заготовки попадают в другой цех (на самом деле это небольшая комната на 3 рабочих). Забыл, как он у них точно называется. Фактически это столярный цех, где из заготовок полностью вручную делают шкатулки.
Такой плакат встречает на дверях всех входящих в этот цех.
Именно вручную. Все полукруглые формы и прочая декорация создаются путем ручной обточки формы. Даже петли крышки делаются по месту вручную. Именно по этому признаку в том числе можно определить оригинальность. В заготовке и крышке делаются стамеской углубления, туда вклеивается петля. Далее 2 части петли соединяются проволокой – она обкусывается по месту.
Вот такие экземпляры в итоге получаются.
Инструменты. Такие вот обычные, знакомые нам по хозяйству...
Экскурсовод раскрыл нам страшную тайну, что столяры работают на окладе – около 40 руб. / мес. А вот художники – сдельщики в зависимости от сданного кол-ва изделий. При чем так было всегда – и при СССР тоже!
Раз в месяц проводятся художественные советы, где все художники «сдают» свои работы. Так называемый ОТК или «госприемка». Оказывается, если работа не будет принята советом, то её возвращают художнику на переделку / доработку. И это делается ещё одним слоем, прямо поверх старого рисунка. В процессе может измениться часть рисунка / фрагмент. А могут на шкатулке нанести вообще новый рисунок, полностью закрасив старый. На некоторых старых шкатулках находили под слоем краски прежние рисунки.
После этого мы переместились в «святая святых» - на второй этаж в одну из мастерских художников. Не смотря на субботу, один художник работал (помните про сдельщину). Не буду врать – работник из числа «старожилов». Женщина отдала предприятию и своей любимой работе несколько десятков лет. Сейчас ей, если не ошибаюсь, 83 года!!! А как поставлена рука – она на хорошем счету на предприятии. Почет и уважение таким Людям с большой буквы!
Она вышла в субботу, чтобы сделать ещё «несколько штрихов» на своей картине на шкатулке. Спасибо, что уделила нам время и на примере своих работ рассказала о процессе рисования, декорировании картин. О том, как отличаются между собой с виду одинаковые шкатулки. Ручная работа! А как Вы хотели? И много ещё чего интересного.
В целом, как я и ожидал, на рабочих столах творится «творческий порядок». Как по мне, то это самый что ни на есть беспорядок. При этом, если внимательно присмотреться, кисти, инструменты, материалы, эскизы – все под рукой. Все размещено вполне логично. И, видимо, очень удобно для художника. Как говорится, мастеру виднее. ;-)
Что-то сушится на батарее:
За работой - матирование изображения: прямо по лаку нождачкой
Заготовки для будущих картин на шкатулках:
Ценные вещи - в шкафу за стеклом:
На память:
Или время застыло в тому году, что на календаре?
Ещё фото:
Есть места для курения, а это специальное место для приема пищи. Так сказать без отрыва от производства:
Далее идем в новый корпус (тот, что высокий на фото с улицы). Располагаемся в «промежуточном помещении. Оно организовано как «актовый зал» - стоят ряды деревянных откидных кресел (как в старых кинотеатрах). Нам рассказывают как раньше жил, и как сейчас живет фабрика.
По мере рассказа мы перемещаемся в соседнее помещение. Это музей. Здесь собраны старые и современные произведения мастеров, которые отчетливо отображают этапы становления на фабрике, отражает эпохи нашей истории.
А какой же музей и без Ленина! ;-)
Весь технологический процесс на ладони, т.е. на одном холсте:
Есть очень интересные экземпляры причудливых форм.
При этом как по мне, так больше всего понравились местные Федоскинские пейзажи. Это можно сказать как фирменное клеймо – эти пейзажи многим знакомы, и они самые милые, теплые и душевные! Красота родной природы!
Здесь же я узнал, что подобная роспись на шкатулках имеется у многих народов. В частности распространена в ряде арабских стран. А мы свою шкатулку «позаимствовали» у Немцев с Голландцами. Не буду врать, какой это был век (XVII или XVIII)… Утрирую конечно факты – только было это примерно так. Один наш соотечественник побывал в Европах, увидел сие творение. Ему понравилось. Он по образу и подобию организовал у нас аналогичное производство.
Почему говорю производство? Потому как ранее шкатулки носили сугубо утилитарный характер. А наибольшую популярность или лучше так – масштаб производства, размах фабрика получила благодаря нюхательному табаку. Сейчас вот народ курит, да траву под язык зеленую ложит. А раньше все нюхали табачок. Для хранения табака нюхательного и использовались такие шкатулки. А так как пагубная привычка была массовой, то и производство быстро расширялось и было исключительно прибыльным делом.
Как оказалось у родоначальников – ни в Германии, ни в Голландии – такой промысел не сохранился. А у нас стал одной из наших национальных гордостей и достоянием. Наши изделия и по сей день ценятся за рубежом. Только теперь их массово производят в поднебесной как отпечатанные и наклеенные копии наших шкатулок. И, говорят, такую подделку не отличишь. При том, что стоимость в разы дешевле.
Поэтому ни в ГУМе / ЦУМе, ни на Арбате работ наших художников не найти. Интересней купить дешевый сувенир, ни важно где он произведен. А фабрика живет на периодические заказы. Заболтался – об этом я уже писал в начале рассказа. ;-)
Исторические зарисовки на тему реставрации музея промыслов в старом здании первой артели:
Сейчас больших заказов нет. При этом можно шкатулку заказать хоть со своим портретом и вообще любой темой. За твоим заказом закрепят художника… Только это стоит вообще баснословных денег. При чем, чем меньше предмет, тем дороже.
Все знают мои пристрастия к часам и мотоциклам. Подумал про эксклюзивный цифер с изображением мото. Поговорил… и забыл про эту тему.
Такие штучные экземпляры может себе позволить только коллекционер / миллионер, а не любитель часовщик. ;-)
Так же я поинтересовался, а что на других этажах нового здания расположено. Оказалось, все этажи были предназначены для мастерских художников. Попытался напроситься туда посмотреть – не согласилась ни в какую – мол, опечатано. При этом экскурсовод сказала, что там все сохранилось в первозданном виде. Хоть завтра открывай, смети пыль, и за работу.
На том этаже, где мы были, одно из помещений восстановили, отремонтировали, сказали, что будет новая светлая мастерская. Ещё одно доделывают – будут сдавать в аренду.
Вот собственно и все.
Как бы там ни было экскурсия нам очень понравилась. Так интересно на часок оказаться в предыдущей эпохе, где практически ничего не поменялось, даже с точки зрения обстановки в мастерской.
Как только мы покинули фабрику, я реши обойти здание со всех сторон и немного пофотографировать. Вид прямо скажем уныло – заброшенный. Стекла побиты, немного хлама на заднем дворе. Немного современных надписей из балончиков на стенах. Территория зарастает кустарником.
Нас быстро вычислили – открылось окно, и дядька (откуда он взялся на фабрике в субботу?) поинтересовался, кто мы, зачем здесь и с какой целью делаем фото. Поняв, что мы просто любопытные туристы, рассказал, что под фабрикой есть большой цокольный этаж. Там ранее в том числе был гараж и ремонтные мастерские + хранилище. Что там сейчас, мне не известно…
Обошли фабрику вокруг и довольные поехали восвояси. С хорошими воспоминаниями про шкатулки с видами родной природы и душевных людях, что трепетно хранят эти традиции.
Что здесь будет через год – не известно. Фабрика готовит документы на приватизацию. Государству невыгодны неликвидные активы. По словам экскурсовода подобного рода промыслы обычно скупают крупные банки (Сбер, ВЭБ, ВТБ и т.д.). Для их оборотов содержать такую фабрику – мелочь. При этом это имидж и престиж, иметь такую «придворную» историческую фабрику! Поэтому спешите успеть, если есть желание…
Всего наилучшего! ;-)
Добавлено: 02-05-2017 18:40:33
Март 2017 г.